
Доброго времени суток! Хочу сказать пару слов об RPG.. Тема довольно обширная и по ней можно написать не мало книг. Но время не позволяет этого сделать, поэтому я попытался уместить всю информацию в этом небольшом посте.
Довольно сложно дать определение жанру CRPG в наше время. Виной тому отделы маркетинга и наивные игроки. В свое время (с 80-х по 2000-е) игры жанра CRPG (или просто RPG) славились довольно сложным геймплеем и были не сильно популярными играми среди прочих. Само определение жанра многие трактуют как "Развитие персонажа", а точнее набивание опыта с целью поднятия циферок в строках параметров и получением новых способностей, а так же экипировки, чаще всего с возможностью ее улучшения.
Если вы считаете трактовку выше определяющею жанр RPG — маркетинговые отделы не зря едят свой хлеб. Люди уже с десяток лет как разделились на два лагеря: сторонники Diablo подобных игр и тех, кто называет их не более чем Action/H&S. Виной тому успех игр Diablo и Diablo II, тут спорить сложно, ведь Blizzard считает свое детище ролевой игрой. До этого подобные игры носили жанр приключений с элементами головоломок или экшена, лишь немногие разработчики давали им определение как ролевому приключению.
Когда популярность RPG игр начала возрастать, тогда даже ежам стало понятно, что стоит нацепить наклейку RPG на диск с игрой и его обязательно купят. Четкого определения жанра RPG не существовало, все что мы знали так это настольные RPG игры. В неразвитые года трактовка была весьма скудна и сохранилась до наших дней, мало кто играл в подобные игры среди большинства разработчиков, от чего внимание пало на более популярные и простые проекты в производстве, с которых стали слизывать геймплейную составляющую. По большей части никто не задумывался над тем, делают ли они RPG игру или совершают ошибку, ставя клеймо RPG на своей игре.
Я познакомился с Diablo, точнее со второй его частью, в 2001 году, когда уже успел поиграть в такие проекты как Fallout 1-2 и Gothic..а еще проходил русский проект "Князь: Легенды Лесной страны". Серию Fallout я относил к ролевым играм, тогда как Gothic для меня являлась Action/RPG, в то время как "Князь: Легенды Лесной страны" относил к весьма слабой RPG игре. Когда я вошел в мир Санктуария и прошел Diablo II, только тогда я обратил внимание на жанр игры — RPG. Первый вопрос который у меня возник в голове "А где тут собственно ролевая игра?". В Diablo II была система прокачки, развития героя, улучшения экипировки, выбор героя..но нет никакой возможности отыграть роль, я просто выбирал героя и прорубал полчища демонов до победного конца, единственное что мне понравилось в игре (кроме кромсания монстров) это мрачный сюжет.

Первая Diablo подобная игра, которую я стал относить к жанру RPG или Action/RPG была The Bard's Tale. До нее я познакомился с такими проектами как Sacred (которую я до сих пор считаю более лучшим Action/H&S чем Diablo II) и Titan Quest, но ни одну из них назвать RPG у меня не поворачивается язык. В них не было элементов для отыгрывания роли, кроме как выбора персонажа с последующим повышением параметров, для того что бы прорубить себе путь сквозь полчища монстров. Не все RPG игры предоставляют на выбор персонажей, которые бы обладали разными умениями (прим. Gothic, The Witcher и т.д.), но они хотя бы давали отыгрывание роли в тех или иных рамках (через диалоги и поступки, или выбора пути).
Если меня спрашивают, что такое RPG я даю обычно такое определение "CRPG — это сочетание возможностей и инструментов, с помощью которых игрок оказывает влияние на определенные аспекты (или все) геймплея (врагов, союзников, самого персонажа, локации, предметы, задания, основной сюжет и т.д.), в то время как сама игра делает ответную реакцию на действия игрока", примерно такое расплывчатое определение. За это многие ценят такие проекты как Fable, Gothic, The Witcher, Fallout (и речь не идет о том, что Fallout от Bethesda это не Fallout), Neverwinter Nights, Wizardry 8, The Elder Scrolls, Mass Effect, Planescape: Torment, Deus Ex и т.д. Наверно лучше дать на столько расплывчатое понятие и не ошибиться, чем пытаться объяснить жанр RPG на Diablo подобных проектах.
Когда вы получаете задание в RPG игре на убийство какого нибудь купца, чего вы ожидаете? Пройдете к нему в дом и порубите на мелкие кусочки, вернувшись получите золото и опыт..наверно именно этого ожидают многие. Искушенные игроки ожидают нечто большего, начиная от получения задания и заканчивая последствиями (пусть и далекими) после его прохождения. К примеру как вы собираетесь попасть в дом? Может есть возможность выкрасть ключ от дома у жены купца, которая тусуется на рынке, или может можно ее запугать или убедить отдать вам ключ? Возможно вы владеете воровским ремеслом и сможете взломать замок сами; или замок можно сорвать ударом топора; а может вы владеете акробатикой и с легкостью сможете добраться до открытого окна на втором этаже; или вы маг и владеете левитацией; или достаточно сильны, что бы перетащить близ лежащие ящики и бочки поближе к дому, построив тем самым себе лесенку; и т.д. Как видите искушенные игроки ожидают нечто большего даже на этапе подступа к цели.
Чем более игра интерактивная, в зависимости от умений владеющими наш персонаж, тем больше у нее шансов назваться RPG игрой. Чем больше появляется шансов отыграть роль в игре (через диалог или через поступок) тем больше у нее шансов стать RPG игрой. Не лишними факторами оказывают влияние погружения игрока в атмосферу игры, начиная от записей в блокноте и заканчивая реакцией NPC на внешний вид вашего персонажа.

Отличие RPG от других игр в том, что игра должна вам предоставлять возможность влияния на сюжет и задания с помощью различных инструментов, или предоставлять интерактивные решения в зависимости от наших умений, или.. Система улучшения персонажа является одним из инструментов, который больше полюбился большинству, но не является основным инструментом для отыгрывания роли..это скорее колеса, но без двигателя и кузова, а так же прочих желательных деталей и приборов, которые сложно назвать автомобилем.
Вот и получается так, что мы имеем два лагеря людей, любителей Diablo подобных проектов (или Dark Douls'овских проектов) и любителей интерактивного взаимодействия. Что же на самом деле должна из себя представлять RPG? Главное это система прокачки персонажа или возможности, которая дает игра?
The Witcher
Мне кто нибудь объяснит почему Герольд заходит в любой дом и обворовывает их на глаза у его жителей, а им до этого нет дела? Или почему Герольд не может изучить взламывание замков или не сломает замок своим мечом? Я только что зарубил стражника на глазах у его товарищей, они погнались за мной, я спрыгнул в речку и они отстали от меня, я подошел к ним через минуту, но они меня не узнали, склероз? Вау, в задании "Игры кошек и волков" Гаэтан реагирует разными репликами при виде Герольда, в зависимости от надетой на нем брони!