Сегодня я бы хотел рассказать о том, как появились такие игры как League of Legends (он же LoL, или Лига Легенд), об Defense of the Ancients (он же DotA, или Оборона Древних) и об Heroes of the Storm (он же HotS, или Герои Шторма).

Справедливости ради начну с самого начала, которое покрыто, для 99% играющих в эти проекты, тьмой и мраком. А началось все 8-го февраля 1991 года с трех выпускников Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе: Майклом Морхеймом, Алленом Адамом и Фрэнком Пирсом. Ребята в тот самый год, когдая я еще мог ходить пешком под стол, основали компанию Silicon & Synapse.
У парней была мечта, дать возможность женщинам изменять их размер груди в любое удобное время. В будущем эту идею похитил Джонатан Мостоу и продемонстрировал на Кристанне Локен. | ![]() |
По скольку стартового капитала не хватало на закупку базовых материалов, они решили подработать программистами, а именно создавать игры и порты к ним на различные консоли. Рынок в те времена еще только образовывался, многие сулили, что вскоре люди превратятся в зомби, и будут платить деньги даже тогда, когда игра будет находиться в стадии альфа тестирования.

Вначале они выпустили свою дебютную игру RPM Racing, которая не стала мега хитом, а вполне обычной игрой. Затем, основываясь на RPM Racing, выпустили игру Rock N' Roll Racing, а немного позже и The Lost Vikings, благодаря которым начали обзаводиться своими первыми фанатами. В 1994 году Silicon & Synapse переименовывают компанию, в наши дни всем известную, в Blizzard Entertainment.
Годы шли, компания развивалась и выпускала на рынок, для тех времен, в основном, хиты: Warcraft:Orcs & Humans, Blackthorne, The Death and Return of Superman, Warcraft: Orcs & Humans, Justice League Task Force, Warcraft II: Tides of Darkness, Warcraft II: Beyond the Dark Portal, Diablo, The Lost Vikings 2, StarCraft..на StarCraft стоит закончить, так как именно с этой игры и начинается основное повествование о том, как была сформирована игра, которая стала настоящей чумой для своего времени.

Если вдаваться в детали, то все началось в 1998 году с протоссов из StarCraft. Это была высокоразвитая технически и обладающая ярко выраженными пси-способностями раса, которая была первой разумной расой в секторе Копрулу. По скольку они были первыми, то и порядки для последующих устанавливали именно они, ведь они были старше, а значит мудрее.
![]() | Когда протоссы уже отошли от постройки шалашей из веток и осознали, что в каменных пещерах жить лучше и надежнее, на них набрела более продвинутая раса Зел’нага. Зел’наги решили, что попавшихся аборигенов можно использовать себе во благо, делая из них домашнюю прислугу или домашних питомцев, что бы могли подносить ранние газетки и лаять на незваных гостей.
![]() |
Карту создал один игрок под ником Gunner_4_ever. Задумка была не сильно грандиозная: есть 4 линии, 8 героев (по 4 с каждой стороны), которые сталкиваются на этих линиях, а в помощь им даются миньоны, которые появляются группами спустя некоторое время и идут по этим линиям. Игра заканчивалась при выполнении одного из двух условий: все герои мертвы или одна из баз была разрушена. Спустя некоторое время он создал версию карты 2 на 2.
Время шло, все кто умел пользоваться редактором, делали свои карты в стиле Aeon of Strife, или просто AoS. Количество карт выходило множество, это были и карты 1 на 1, с 1 или 3 линиями..с мега солдатами и с 20 турелями прикрывающими базу.
В 2002 году, на эту скучную и мало кому нужную карту, на которой приходилось играть против искусственного интеллекта от Blizzard, набрел некий товарищ EUL. Сам режим пришелся ему по душе, но по скольку тематику космических войн он не сильно любил, то решил переложить концепт одиноко-растущих в уровнях героев на WarCraft III: Reign of Chaos.
![]() | ![]() EUL |
О том, что же случилось за эти пару лет не перечислить, но коротко о том, что случилось именно с любительской модификацией карты для WarCraft III от EUL, можно. В то время фанатов у карты еще не было, но появлялись фанаты сценария, которые были разбросаны по всей планете и даже не подозревали о существовании друг друга. Каждый, кому было не лень, либо изменял старую карту, либо делал новую с похожим сценарием, добавляя и изменяя героев, предметы, юнитов, здания..в общем все, до чего могли добраться пытливый ум и шаловливые руки.

Подобных карт выходило сотнями, все они отличались друг от друга героями, умениями, предметами.. Сценарий крутили как могли, каждый пытался сделать крутую карту, в которую бы хотелось играть не только им самим. Но получалось это далеко не у всех, но количество создаваемых карт в стиле защиты башен на Battle.net только росла.
До того, как создалась карта DotA, все называли этот режим просто AoS. Именно под названием AoS значилось то, что на карте будут линии и вечно прущие по ним миньоны. Поэтому справедливо будет сказать, что режим AoS это родитель MOBA, а не DotA, как полагают многие.

Казалось, что уже пора и забыть про подобные карты, в которые мало кто играет, благо что хороших игр в то время выходило с достатком.
![]() | ![]() |
Карта DotA Allstars начала быстро набирать популярность на просторах Battle.net и стала стандартом de facto. Фик и его небольшая команда помощников не могли поверить в успех модификации. Люди стали писать много положительных комментариев на различных ресурсах, по скольку официального сайта у карты не было. Все идеи для игры обсуждались в небольшом канале Battle.net-чате и бережно записывались карандашом в блокнот.

Получив множество положительных отзывов, Стив решает продолжить развивать карту, всячески изменяя и дополняя ее. И дело это было весьма сложным, по скольку действия разворачиваются в 2004 году, времена когда еще интернет в доме был довольно редким явлением. Зачастую если интернет и был, то он был модемным, не было тогда ни YouTube, ни Torrent'a, ни Twitter'a..никаких подобных вещей. Поэтому и дать какую нибудь рекламу своему проекту было делом весьма тяжким.
Стив решил разбавить геймплей и немного его усложнив, сделав более гибкий выбор для игры. Он добавляет для некоторых предметов систему рецептов, создает босса Рошана (англ. Roshan), названного по имени своего шара для боулинга.

Небольшая группа фанатов быстро набирала новобранцев в свои ряды, спустя несколько месяц от группы не осталось и следа, это была уже целая армия. На карте стали проводить первые турниры, призом в которых выступали бутылка пива или щелчок по лбу оппонента. Сообщество стало всячески пытаться обратить внимание разработчиков из Blizzard на эту модификацию.
![]() | Лидеры одного из кланов TDA решили создать официальный сайт DotA для хранения информации и постоянного её обновления. Тогда же в 2004 году к Стиву пришел другой Стив, но не Фик. Стив Мэскон, он же «Pendragon» из клана TDA. Он то и создал 14 октября 2004 года сайт www.dota-allstars.com, достаточно длительное время бывший официальным сообществом игроков DotA. На сайте велись обсуждения карты и выкладывались последние ее версии, а так же можно было найти и другие полезные статьи по карте.
![]() |

Вскоре на сайт переехали все Dot'еры и началась волна популярности, которая не собиралась спадать. Примерно в это же время и появляется ныне всем известный IceFrog, который стал настоящей легендой среди сообщества.
Пока IceFrog занимался мелкими аспектами игры, Стив Фик продолжал оптимизировать сценарий, не отвлекаясь на мелочи. В команду приходит еще один член клана TDA под ником Neichus. Спустя еще немного времени, примерно в 2005 году, когда карта обзавелась версией 6.00, Guinsoo отходит от дел и вовлекается в красочный мир World of Warcraft, оставляя у руля Neichus'а и IceFrog'а.
![]() | ![]() |

После ухода Guinsoo дела пошли довольно плохо. Neichus взял на себя роль капитана и началось.. Несколько раз он пытался изменить карту, добавляя свои причуды, что не сильно понравилось сообществу. Доделав версию 6.19, Neichus покидает проект, оставляя IceFrog'а в одиночестве развивать проект.
Примерно с версии 6.20 IceFrog начинает заниматься обработкой идей, предложений и критики фанатов, добавляет новых героев и предметы. IceFrog известен своей скрытностью — он не даёт интервью и долгое время единственным, что указывало на его авторство, был почтовый адрес на официальном сайте и его имя на экране загрузки.

Blizzard официально признал карту как заслуживающую внимания и даже упомянул о ней в зале славы Battle.net, такое внимание до этого было уделено всего шести картам. После карта была представлена на Computer Gaming World в разделе новых карт и модов для Warcraft III, а журналист Люк Смит назвал её «уникальной стратегией в реальном времени». Allstars стала важным турнирным сценарием, впервые появившись на BlizzCon в 2005 году. Allstars также была представлена в Малайзии и Сингапуре на турнире World Cyber Games в 2005 году, а на азиатском турнире World Cyber Games впервые появилась в 2006 году.
Карта стала популярной во многих странах мира: например, в Таиланде и Филиппинах в неё играли столько же, сколько в Counter-Strike. Также некоторую поддержку игра получила в странах Скандинавии, где шведский диджей Basshunter написал песню «Мы сидим в Ventrilo и играем в DotA» (швед. «Vi sitter i Ventrilo och spelar DotA»), которая заняла 116-е место в европейских музыкальных чартах 2006 года, а в самой Швеции и Финляндии попала в десятку наиболее популярных. Популярность песни привела к повышению охвата игры после публикаций неигровых издательств, пишущих на игровую тематику. Заставки к загрузке игры также были нарисованы фанатами.

Фанаты надеялись, что еще совсем немного и Blizzard пригласят на работу разработчиков карты DotA. Но увы, в Blizzard'е считали, что тратить свое время, силы и деньги на простую модификацию глупо и ничего хорошего из этого не выйдет. Да и зачем им было это? Ведь они уже выпускали 3 дополнение для World of Warcraft, игру с 10 миллионами подписчиков.
В 2008 году IceFrog объявил, что из-за конфликта интересов с Pendragon, он бойкотирует сайт www.dota-allstars.com и создаёт собственную официальную страницу DotA по адресу www.playdota.com. Теперь IceFrog общается с фанатами через свой блог на этом сайте, где отвечает на вопросы об игре и о нём самом. Кроме того, он постоянно сообщает о новых версиях карты, которые он планирует выпустить.

Сложность заключается в том, что теперь IceFrog развивает карту в одиночку, опираясь на проверенную систему отзывов фанатов. Стив Фик и все остальные участники умывают руки от проекта DotA Allstars, так же быстро, как и летит комета в космосе. Все это случается в один момент и кажется, что IceFrog не сможет развивать карту в одиночку, ведь до этого время от времени, он обращался за помощью к своим старым коллегам.
С версии 6.53 появились локализованные карты — русская, китайская и корейская. С версии 6.60 появились локализации на новых языках — французском, чешском и португальском. Начиная с версии 6.61, карта доступна также на венгерском языке. Также готовятся переводы на польский, испанский, греческий, шведский, индонезийский, голландский, румынский, албанский, турецкий, и сербский языки. Карты на разных языках были полностью совместимы, что не могло не радовать.
С версии 6.68 из названия карты убрано слово Allstars. Теперь карта называется просто DotA.

7 октября 2008 года, в том году, когда сообщество было поражено с какой скорость расстались основатели Dot'ы со своим проектом, был анонсирован проект League of Legends, проект над которым работает сам Стив Фик. Сам же проект вышел, почти через год, 27 октября 2009 года.
Своему новоиспеченному проекту Стив Фик присвоил жанр MOBA (Multiplayer Online Battle Arena, буквально «многопользовательская онлайновая боевая арена»). В проекте было замечено много фишек, напрямую перекочевавших из игры World of Warcraft. Сокращенное название было довольно похожим и забавным, с сокращенным названием WoW (в переводе «вау» или «ого») — это был LoL (в переводе «смешно» или «забавно»).
Фанаты быстро поделились на 2 лагеря. Большая часть Dot'еров быстро заполнили ряды новоиспеченного проекта. Оно было и понятно, ведь это был первый и единственный официальный проект. А DotA оставалась все так же модификацией для Warcraft III.
Лига Легенд быстро набирала популярность, количество фанатов превысило все мыслимые и немыслимые ожидания разработчиков. Стало очевидным, что этот жанр популярнее, чем остальные ныне популярные жанры.

DotA все так же развивалась, казалось, что шанса у Dot'ы перерасти в нечто больше уже не будет. Ведь Лига Легенд бешеными темпами обрастала новыми поклонниками. Но в октябре 2009 года случается немыслимое, компания Valve Corporation наняла IceFrog’а для участия в новом проекте, связанном с DotA, который он охарактеризовал как «отличные новости для фанатов игры».
На этом этапе начинается активное поливание грязью игроков Dot'ы бывшими Dot'ерами, которые ныне называют себя LoL'ерами. Конфликт быстро набирает обороты и уже на всех форумах ведется обсуждение уже вышедшего проекта с модификацией для Warcraft III. Война ведется по сей день и конца ей не видно.
2 разработчика одной модификации стоят по разную сторону баррикад. Стив Фик со своей командой, создавший основной концепт жанра и IceFrog, герой-одиночка, наделивший этот жанр множеством различных деталей. Пока фанаты Dot'ы могли только лицезреть на то, как Лига Легенд с каждым часом все крепчала на рынке, в то время как DotA теряла драгоценное время.
Другие разработчики видео игр смотрели на все это дело и начинали задумываться, что это золотая жила. В следствии чего на рынок вышло множество похожих проектов и все они хотели бешеного успеха. Одной из таких игр стала Heroes of Newerth (он же HoN, или Герои Новоземья), которая была ремейком карты DotA Allstars.

Товарищи из Blizzard не выдержали и тоже завопили «Чем мы хуже!? Мы можем!». И уже в 2010 году состоялся анонс проекта Blizzard DOTA. В том же году происходит судебное разбирательство между Blizzard и Valve, относительно названия проектов, которое не хотят вспоминать фанаты игр от Blizzard, так как попахивало это с самого начала бредом и детскими комплексами именно Blizzard. Никто не сомневался в том, что дело так или иначе выиграет Valve.
После окончания судебного разбирательство, Blizzard переименовывают свой проект в Blizzard Allstars. Со слов Blizzard, это именно они выиграли слово Allstars, пытаясь скрыть весь этот нелепый конфликт. Но суть заключалась в том, что DotA Allstars давно уже называлась просто DotA, а бессмысленную приписку Allstars еще IceFrog специально выкинул из названия модификации. А Valve оставляют за собой право и дальше называть свой проект DotA.

В 2011 Blizzard решают повременить с выходом своего Allstars и сделать перезапуск, так как на рынок вышло уже с десяток игр в стиле MOBA, и ни одна из них, кроме Лиги Легенд, не завоевала большой популярности. А в сети все сильнее возрастала война фанатов оригинальной Dot'ы и LoL'а.
16 августа 2011 года началась подача заявок на участие в бета-тесте игры Dota 2. 23 сентября 2011 стало известно, что Valve совместно с IceFrog'ом решили снять запрет на распространение, а также запустить открытое бета-тестирование как можно раньше. 3 ноября Valve разослала первую волну ключей на бета-тест Dota 2. С этого момента интерес к проекту начинает привлекать не только фанатов жанра. К сожалению, вместо адекватной критики все темы выливались в бардак, из-за сторонников LoL'а, которые вовлекали в свои конфликты новичков, которые были мало знакомы с этими проектами.
На официальных форумах Лиги Легенд, ведется пропаганда, уже каждый в курсе, что даже разработчики из Riot Games, не верят в успех DotA 2. Но Гейб Ньюэлл ведет себя довольно уверенно, упоминая в интервью, что они довольны своим проектом. Но вот что касается русского региона, тот ту Гейб кидает бочку дегтя в котелок с медом, он уверен, что тратить силы на русский регион бессмысленно — ведь у нас в стране одни пираты.

В рамках GamesCom 2011, который прошёл в Кёльне с 17 по 21 августа 2011 года, компания Valve провела пятидневный турнир по игре Dota 2 под названием The International, на котором игра была впервые представлена публично. Призовой фонд составил 1,6 миллиона долларов. Были приглашены 16 сильнейших команд из Европы и Азии.
Каждое новое нововведение сопровождалось критикой от фанатов LoL'а, а не Dot'ы, в следствии чего игроки обозлились. Теперь стал навязываться стереотип о том, что LoL'еры это казуальные няшки, а Dot'еры хардкорные сапожники. Мало кто уделял вниманию тот факт, что конфликт был спровоцирован LoL'ерами и что, они куда больше вливали грязи на фанатов Dot'ы, которые до поры пытались игнорировать все эти выходки.
На стриммах Twitch.tv набирала популярность обсуждений тем на подобии "Чем ЛоЛ хуже Доты!?". Вспоминая обиды, даже более известные комментаторы, не только из СНГ, уже просто не стеснялись в выражениях по отношению к сообществу Лиги Легенд. Видя такую реакцию, фанаты Dot'ы, словно стадо баранов, начали поддерживать эту токсичную атмосферу. А это заимело далеко идущие последствия для проекта.

Время шло и 13 октября 2012 года состоялся первый большой турнир по Лиге Легенд, носивший название League of Legends Season Two World Championship, с призовым фондом 5 миллионов вечно зеленых. Riot'ы уже крепко встали на ноги и в клиенте игры перестала появляться реклама от сторонних сайтов. К тому времени игра обзавелась еще 2 режимами игры. Ведь кто-то, а они понимали, что Valve совместно с IceFrog'ом могут действительно составить им конкуренцию. Благо опыта у компании хватало, а так же фанатов и просто людей на торговой площадке Steam.
Киберспорт захватил умы обоих разработчиков. Не далекие умом фанаты голосили про призовые фонды. Чей призовой фонд больше, у того игра и круче. Первый большой призовой фонд был за Dota 2, последующий за Лигой Легенд. Но это было всего лишь одной из тактик привлечения внимания к своему проекту обоих разработчиков.
В этот самый промежуток времени никто не обращал внимания на Blizzard, так как у всех была твердая уверенность, что очередная пародия не сможет привлечь внимание фанатов. Это уже начали осознавать и в Blizzard, ведь выпускать очень похожий проект это не было занятием для такого гиганта как они, еще была свежа рана от неловкости с судебным разбирательством между ними и Valve. Поэтому ребята решают начать разработку с чистого листа, перекинув несколько людей с других проектов, они начинают переосмысливать сам жанр.

9 июля 2013 года состоялся релиз Dota 2, на который люди слетались отовсюду, жанр теперь не был названием игры, теперь жанр носил название Multiplayer online battle arena, такой же как и у Лиги Легенд. Казалось вот оно, чудо которого ждали несколько лет и в которое мало кто верил. Но атмосфера между фанатами сыграла свою роль, количество активно играющих людей в Dota 2, с момента релиза, не сильно росла с каждым годом.
В Лигу Легенд в 2013 году активно играло около 40 миллионов человек, в то время как в Dota 2 около 5 миллионов. Цифры говорили сами за себя, что пропасть между количеством фанатов довольно приличная. Доходы так же говорили об этом. Но что не давало покоя? Призовые фонды не давали покоя, с каждым годом, то вверх одерживала Dota 2 (не смотря на то, что их меньше, а львиную долю призовых фондов формировалось сообществом), то Лига Легенд (загвоздка заключалась в том, что призовые фонды устанавливали сами Riot'ы и сами полностью их спонсировали).
В 2013 году киберспортивную дисциплину League Of Legends признали настоящим видом спорта, а её участников — настоящими спортсменами. Это упрощает въезд на территорию США игрокам из других стран посредством упрощенной системы получения визы. Соревнования по LoL теперь встали в один ряд с такими гигантами как NBA, MLB, NHL и NFL.

В августе 2013, на выставке Gamescom, Blizzard перевели свой проект в стадию тестирования. Президент Blizzard Майк Морхейм сказал, что игра достигла значительных результатов и переходит в более расширенное тестирование. Охарактеризовав игру, как Action-RTS, он сказал, что они не хотели повторять жанр и искали что-то своё. Над игрой работала команда, оставшаяся от роспуска проекта Project Titan. 17 октября 2013 имя игры изменилось на Heroes of the Storm.
13 марта 2014 года игра перешла в стадию альфа-тестирования. За время тестирования, многие фанаты MOBA-жанра потеряли к игре интерес, из-за большого упрощения многих привычных игровых аспектов.
5 января 2015 года Лига Легенд, по многочисленным просьбам фанатов, а точнее из-за Dota 2, делает очередной ход. Самое важное событие за все существование Лиги Легенд — полное обновление в графическом, музыкальном и, частично, в предметном планах карты Ущелья Призывателей.
2 июня 2015 года игра от Blizzard перешла в релиз. Blizzard сделал ставку не на заядлых игроков LoL'а или Dot'ы, как это пытались сделать другие разработчики, а на своих фанатов: игр от Blizzard и новичков.
В итоге не было больших споров на счет того, что круче. Недруги игры не сумели вовлечь HotS в конфликт между LoL и Dota. Многие посчитали, что это больше провал, нежели успех. Blizzard повели себя более тактично, просто не обращая и не упоминая о других проектах, будто их не существует.
Blizzard не стала делать акцент на одной основной карте или сценарии, как это было у DotA 2 и LoL. Вместо этого они сделали несколько сценариев, которые чередуются между собой, а так же сделали чуть больше акцента, путем уменьшения и упрощения всея и всего, на более частые командные стычки.

Летом, 2015 года, в DotA 2 вводится обновление, с подзаголовком Reborn, которое полностью меняет не только интерфейс и отображение меню, а так же добавляет возможность самим фанатам игры делать свои карты и сценарии. Очевидно, что Valve не забыли, как появилась на свет DotA из модификаций для Warcraft III, поэтому они делают такую же фишку со своим проектом, что бы привлечь больше аудитории к своей игре.
Это спровоцировало очередной конфликт, но уже между фанатами Лиги Легенд и его создателями из Riot Games. Фанаты начали напрямую задавать вопросы разработчикам, как Valve удалось добавить в игру так много нововведений. Как вообще возможно с Dot'ой то, что с ней происходит. Ведь заработки от проекта в 7-8 раз меньше, чем от Лиги Легенд. К сожалению, ответа от Riot Games не последовало, а все что получили фанаты это ответы в духе "Мы работаем над этим!". Не удивительно, что некоторые стали грозиться уйти в Dota 2 или HotS, ведь фанатам становится обидно за то, как развивается их проект по сравнению с конкурентом, который по слухам уже должен был 20 раз обанкротится.
На дворе уже 2016 год и что ждет проекты впереди? Фанаты в один момент покинут Лигу Легенд и переберутся в другие проекты? А может DotA 2 взрастит на своем движке новую ветку MOBA, которая станет популярнее? Возможно HotS обзаведется схожим режимом из DotA 2 или LoL, в следствии чего будет массовое заселение их серверов? Никто не может точно предсказать, что случится за этот год, ведь уже сулили смерть или жалкое существование для DotA 2 и HotS, игроки из Лиги Легенд. Были уже статьи о том, как Лига Легенд загнется после выхода DotA 2 или поклонников жанра MOBA покорят Blizzard.
