Восстание друидов, Марш миллиона гномов и «молчание» шаманов на официальном форуме — далеко не все протесты, проведенные игроками World of Warcraft против классовых изменений. Что требовала орда голых гномов от Blizzard и зачем друиды устроили массовый забег? Давайте окунемся в историю.
Данная статья является переводом WoW Archivist: Class protests and the Million Gnome March,
специально для публикации на mmoboom.ru
специально для публикации на mmoboom.ru
Бета-тесты заставляют игроков переживать за свой класс. Это случается каждый раз. Blizzard вносит изменения, часто — кардинальные, и многие игроки начинают ненавидеть их. Я следил за форумом бета-теста Warlords of Draenor с момента его открытия и увидел много грустного за это время.
Уменьшение количества способностей — главная цель для разработчиков в этом году. После того как они это сделали, у многих классов пропала глубина ротаций способностей, также у многих забрали вспомогательные и косметические способности. В некоторых случаях Blizzard решили радикально изменить или удалить способности, которыми игроки наслаждались. Бета-тестеры громко высказывались против многих изменений.
За 10 лет я ни разу не видел чтобы игроки так сильно боролись против изменений классов с самой ваниллы, эры WoW, когда многие специализации и механики были просто сломаны, иногда в PvE, иногда в PvP, а иногда и там и там.
Недавно случилось такое, чего я никогда не ожидал снова увидеть в игре: протест против введения классовых изменений. С открытием новых путей общения с разработчиками, я верил, что игра уже переросла даже возможность появления таких событий. Но мы здесь, спустя 10 лет после самого известного протеста в World of Warcraft, и игроки снова собираются в Азероте, чтобы высказать свои жалобы.
Druids United
3 октября друиды бежали, плыли и скакали из Прибамбасска в Лунную поляну в знак протеста против изменений их «Походного облика». В Mists of Pandaria «Походной облик» был отдельной способностью, от водной и полетной форм. В бете Warlords of Draenor разработчики ввели изменения в походной облик: способность автоматически активировала самую выгодную для игрока форму, то есть под водой — водную, под открытым небом — походную, а в зонах с доступными полетами — полетную.
В ответ на жалобы игроков Blizzard добавили символ оленя, который разделяет походной облик от полетного на 2 способности, давая игроку возможность вручную включать походный облик, когда он посчитает нужным. Но установка символа означает, что вы будете оленем, а не гепардом, да ещё и другие члены группы или рейда могут воспользоваться вами в качестве средства передвижения, когда вы в форме оленя.
Друиды писали множество постов на форумах, в течении недель указывая разработчикам на то, что это не тот фикс, которого они просили. В итоге они вышли на улицы Азерота для протестов, а это движение получило название Druids United.
Протесты друидов не являются чем-то новым в мире Азерота, это уже старая традиция, которая появилась в январе 2005 года.
Голые гномы
Первый протест в World of Warcraft произошел всего спустя два месяца после релиза игры. Как и с Druids United, причиной стали проблемы вытекающие с бета-теста, но в случае с гномами, это был бета-тест ваниллы. Во время заключительной стадии бета-тестирования воины получили значительный нерф, который заставил их поворчать. Спустя некоторое время после релиза разработчики решили ещё раз понерфить воинов. Официальные форумы буквально взорвались от жалоб.
После того как Blizzard не показала никаких признаков того, что они собираются отменить изменения, воины спланировали протест на сервере Argent Dawn, в пятницу, 29 января 2005. Всех протестантов призвали создать гнома 1 уровня на Argent Dawn'e и пройти маршем до Стальгорна. У этого протеста появилось много названий, но самое популярное — «Марш миллиона гномов» (Million Gnome March).
После начала протестов организаторы создали гильдию и начали приглашать желающих в неё. Желающих вступить оказалось настолько много, что интерфейс гильдии не выдержал и сломался, а кнопка приглашения в гильдию перестала функционировать.
Во время протеста в Стальгорне было много обычных жителей Argent Dawn'a и зевак. Некоторые из них просили протестантов покинуть сервер. Некоторые насмехались над ними. Другие просто хотели увидеть что произойдет дальше. Блоггер Foton вел трансляцию с места происшествия: «Они собираются выдвигаться в Стальгорн. Это просто море голых гномов, и я не могу адекватно описать, насколько это ужасающее зрелище».
Blizzard использует «Устрашающий крик»
С таким большим количеством персонажей, собранных в одной зоне, сервер начал лагать. Игроки начали часто вылетать. После этого в Стальгорне появился гейм-мастер Xanan. Foton был шокирован. «OMG-OMG, здесь настоящий гейм-мастер, в Стальгорне у моста», — писал он. «За все 50 уровней я ни разу не видел перед собой реального гейм-мастера» (мне понравилось, как он уместил свой опыт в 50 уровней. Я играю с 2004 года и ни разу не видел персонажа гейм-мастера).
Xanan попросил протестантов покинуть зону: «Это серьезно влияет на ощущения от игры для других игроков. Пожалуйста примите во внимание, что отказ разойтись может привести к дисциплинарным мерам».
Большинство игроков отказалось. Xanan продолжал просить игроков уйти, чтобы не допустить падения сервера и дисконнекта игроков. Argent Dawn становился всё нестабильнее. В какой-то момент Blizzard отключили сервер вручную. Некоторые решили, что Blizzard решили подавить протест с помощью технических мер. Но через пару минут Argent Dawn вернулся в онлайн. Падение сервера не обескуражило протестующих и не помогло серверу стабилизировать свою работу.
После этого Xanan решил говорить серьезно:
«Внимание: сбор игроков на сервере с целью помешать другим играть, расценивается как грифинг, что не может быть допустимо. Если вы находитесь здесь для опротестования изменений воинов, пожалуйста, выйдите из игры и вернитесь на свой привычный сервер.
Мы ценим ваше мнение, но протесты в игре — не приемлемый способ донести до нас точку вашего зрения. Пожалуйста, оставляйте свои отзывы на форумах, вместо этого. Если вы не проследуете инструкциям, мы начнем принимать меры против аккаунтов.
Пожалуйста, покиньте эту зону, если вы здесь чтобы помешать игровому процессу, так как мы начинаем приостанавливать действие мешающих аккаунтов».
После угрозы их аккаунтам большинство игроков покинуло зону, выйдя из игры. Никто не знал что произойдет дальше, но одно было понятно: воины донесли свою точку зрения до разработчиков.
Уборка банами
Игроки, которые остались в игре после предупреждения Xanan'a действительно получили баны аккаунтов. Блоггер Abalieno, который находился в этой зоне для наблюдения за протестом, получил трёхчасовой бан. Вместе с баном игрок получил письмо на электронную почту:
Нарушение: Домогательство — Нахождение в запрещенной зоне
Детали: Нахождение в запрещенной зоне Стальгорн во время протеста воинов. Игрок не ушел после многих предупреждений.
В блогосфере действия гейм-мастеров вызвали активное обсуждение насчет права игроков на сбор в виртуальном пространстве. Блоггер Ecastronova опубликовал колонку называющуюся Synthetic Statehood and the Right to Assemble (Искусственное государство и право на сбор):
Поддержка виртуального мира — это услуга, как нам часто напоминают, но это больше чем доска объявлений, торговый центр или развлечение. В нем возникают разные политики. В нем есть определенная политика. В нем есть сборы людей и их высказывания. В нем есть террор и реакция на него. Если разрушение игрового мира и бан людей, которые это делали не является террором и реакцией на него, соответственно, тогда я не знаю как ещё это назвать. Всё это значит, что в виртуальном мире есть реальные проблемы в его управлении на высоком уровне.
Несмотря на это, однако, сложно обвинить Blizzard за то, что они пытались остановить игроков, забег которых разрушал впечатления других игроков, которые также являются платящими клиентами.
Единственным публичным высказыванием Blizzard по поводу протеста было предупреждение игроков, что подобные спланированные события могут привести к вечному бану. Этот «не связанный» анонс привел к тому, что дизайнер игры Том Чилтон написал пост на официальных форумах, оспаривая позицию воинов, так как класс имеет «уникальные» и «полезные» способности. Он не рассказал о будущих изменениях, но его пост, по-сути, молчаливо подтвердил, что нерфы отменять не будут.
Не все игроки симпатизировали воинам в их положении. Я нашел комментарий из далекого 2005 года на форумах Allakhazam, который появился во время всех этих событий:
Если воины действительно так плохи (и воин в моей группе, кажется, не имеет никаких проблем), тогда пусть начнут с нуля, другим классом. Игра вышла чуть более двух месяцев назад, вы ещё не могли настолько привязаться к своему персонажу, что аж не можете начать по новой. Ситуация ведь не похожа на то, что вы растили и лелеяли своего персонажа в течении двух лет, а потом вас внезапно понерфили.
Оглянувшись назад, можно заметить, что воины, наверное, были лучшим классом в классическом World of Warcraft, по крайней мере в PvE. Из всех классов ваниллы только у них было две играбельные специализации, одна из которых была полностью нацелена на нанесение урона, а другая нет. К тому же воины единственные в игре имели жизнеспособный танко-спек.
Произошедшие события не остановили воинов от организации ещё одного протеста в декабре 2006-го, когда они узнали, что их класс ждут дальнейшие нерфы в The Burning Crusade. Myxilydian с ордынской части Burning Blade'a опубликовал на официальном форуме призыв к новому гномскому маршу в Стальгорн, на сервере Thunderlord. Blizzard прикончили его план заранее, сказав, что «любой, кого заметят в участии в этом мероприятии, или другом подобном, с единственной целью — испортить впечатления от игры для других, будет наказан».
Другие протесты
«Марш миллиона гномов» воодушевил еще несколько классовых протестов. Самым схожим по сценарию был ещё один марш голых гномов, в этот раз против нерфа жрецов, в феврале 2007-го.
В результате воинского протеста охотники пригрозили Blizzard провести свой марш. В тот момент охотники страдали от бага, который снижал их ДПС, но Blizzard уже давно не могла пофиксить его. Когда Blizzard обьявили патч-ноты к следующему патчу, и в них не оказалось исправления так надоевшего охотникам бага, они заполонили официальные форумы. Однако своевременное вмешательство в ситуацию коммьюнити-менеджера Caydiem'a успокоило охотников до того, как они решились на мероприятие.
Протест Dot Shock, который произошел на форумах игры в ноябре 2007-го года, был всего лишь форумным протестом, но очень сильно запомнился игрокам. Расстроенные изменениями прерываний и возвращением диминишинга в патче 2.3, шаманы начали спамить на форумах, создавая темы содержащие только точку (англ. — dot) в названии. Скрытый посыл протеста был в том, что Blizzard никогда не прислушивались к шаманам, поэтому писать нормальный отзыв об изменениях не имело смысла и было простой потерей времени. В результате протеста многие игроки потеряли доступ к форумам игры, а некоторые были забанены навечно.
В начале 2008-го чернокнижники опротестовали нерф Жизнеотвода, приведя толпы демонов в Шаттрат. Благодаря чернокнижникам в Городе Света побывали Уварос, Скверноботы, Властители преисподней, которые обычно сражались возле Тёмного портала и другие прихвостни Легиона. Геймплейно этот протест был намного интересней и не вызвал последующих после него банов, в отличии от предыдущих протестов.
Сработали ли протесты?
Нет, не сработали. Они определенно привлекли внимание общественности к проблеме, но чаще всего в негативном свете. Blizzard не меняли баланс классов, какими бы не были протесты.
Я думаю зачинщики протестов представляли себе затравленных гейм-мастеров, которые в растрепанном виде врывались в толпу, крича «Воины восстали! Здесь творится какое-то безумие! Мы должны отменить изменения, прежде чем Argent Dawn будет уничтожен!», но это чистая фантазия.
Протест, который мешает играть другим, не вызывает панику или страх у Blizzard. Разработчики его не оценят. Во всяком случае, они ничего хорошего по этому поводу чувствовать не будут.
Нормальный протест, как например у друидов, может быть даже веселым. До тех пор, пока вы не будете отбирать у других игроков возможность наслаждаться игрой, Blizzard не будет применять против вас никаких мер.
Но если посмотреть со стороны эффективности, то лучшим способом быть услышанным является обсуждение. И хотя может казаться, что Blizzard не читают отзывы на форумах, они делают это. Они читают наши твитты, читают наши блоги и смотрят наши видео. Не все, конечно, но если вы жалуетесь о чем-то важном, то ваше мнение будет услышано. Это не значит, что меры по исправлению ситуации будут предприняты немедленно, но по крайней мере они будут знать, что вы чувствуете по этому поводу.
Если какой-то протест и показался вам успешным, это не протест убедил Blizzard. Это были игроки, которые потратили время на хорошее обоснование своего мнения и отзывы по этой проблеме.
И несмотря на то, что многие игроки были недовольны состоянием их классов в бете Warlords of Draenor, да и сейчас недовольны, хочется напомнить, что Blizzard работает над этим. В течении всего дополнения разработчики будут изменять баланс, чтобы полностью быть уверенными, что каждая специализация конкурентноспособна. А если вам что-то не нравится в вашем классе, то вместо протестов лучше пойдите на форум и выскажите свое мнение.
комментарии (2)