Когда я впервые поиграл в LoL против других людей, я вообще не понимал, что происходит. Я не помню, за кого играл, но помню, как моя команда на это отреагировала: «Чертов нуб, убей себя».
После этого мне не слишком хотелось продолжать, поэтому я пошел играть в то, от чего действительно могу получить удовольствие. Я не пытался освоить другие MOBA до самой беты HotS’а. В случае с ней я, напротив, вполне себе повеселился в своих первых мультиплеерных матчах, и продолжил играть позже.
Однако я заметил такую вещь. С одной стороны, благодаря напряженному, хаотичному геймплею, HotS была увлекательней многих других мультиплеерных игр, с которыми мне довелось провести время. С другой стороны, она сделала меня более раздражительным, злым.
Внезапно я смог прекрасно понять тех людей, которые крыли меня благим матом пару лет назад в LoL. Я не кричал непристойностей в чат, но был к этому близок.
В интернете идет множество споров насчет токсичного поведения. Многие его не жалуют, многие же говорят о том, что нужно быть более «толстокожим». Я не собираюсь примыкать ни к одной из сторон. Вместо этого, давайте подумаем над другим вопросом: что если фрустрация, злость и оскорбления в сторону тиммейтов напрямую влияют на ваш уровень игры, понижая шансы на победу?
Есть своеобразная золотая середина стресса. Выглядит примерно вот так:
На вершине графика находится то, что психолог Михай Чиксентмихайи называет флоу. Толика стресса необходима, чтобы взобраться на «холм». Нечто, что бросает вам вызов, вполне подойдет, потому что это придаёт мотивации и не является чем-то невыполнимым.
Но что если стресса будет слишком много?
Навык упадет. В командной игре нагнетание атмосферы не просто делает раунд менее веселым, но и снижает шансы на победу или реванш. Можно сказать, что игроки «скатываются»: это происходит тогда, когда стресса становится настолько много, что он не обостряет навыки, а вредит им. Это также может привести к тоннам фрустрации и гнева.
Я расскажу вам, как и почему вы можете обнаружить себя в подобной ситуации, что вы можете сделать, чтобы не упасть на самое дно уныния и сделать свою игру лучше.
Почему мы вообще склонны к скатыванию в гнев?
Мне нравятся напряженные игры, особенно шутеры от первого лица. Я потратил несколько тысяч часов на такие вещи как Team Fortress 2, но всё еще считаю HotS самой стрессовой игрой в мире (всё еще не пытался продолжить играть в LoL и недавно попробовал Dota 2 (не оценил), так что они могут быть ещё хуже).
Почему жанр MOBA вызывает так много стресса? Дело в нашем мозге.
На наше настроение очень сильно влияет тот факт, что человеческий разум выработал огромную антипатию к поражениям. Это относится к выживанию. В древности мы не могли позволить себе потерять еду, кров и безопасность, поскольку это могло сулить большими неприятностями.
Вкратце, мы сделаем гораздо больше для избежания потери чего-либо, нежели для получения чего-либо. Таким образом, когда поражение уже дышит нам в затылок, это активирует естественные защитные механизмы, которые вызывают стресс.
Мы по наитию стараемся обойтись без потерь и поражений, поскольку это негативно отразится на некоторых аспектах нашей личной и социальной жизни. Дэвид Рок, автор книги Your Brain at Work, описал, с чем именно связан этот защитный алгоритм:
— Статус
— Уверенность
— Автономия
— Соотнесенность
— Справедливость
Всё, что может негативно повлиять на любой из этих факторов, задействует защитные механизмы мозга. Если вы играете в какой-нибудь ранговый матч, то встаете перед угрозой потери статуса в форме ранга или ММР. Чем больше возможная потеря ММР, тем больше будет стресс.
Как насчет уверенности? Если нет никаких неясностей, мы гораздо больше уверены в себе. Однако сложные, напряженные матчи как раз таки являют собой неясность, поскольку мы не знаем наверняка, победим ли. Если подобная борьба выльется в поражение, то мы будем меньше уверены в победе в последующих матчах.
Автономия и соотнесенность влияют на нашу связь с другими людьми. Если мы проигрываем или совершаем ошибки, есть вероятность того, что некоторые игроки разозлятся на нас/не захотят больше с нами играть. Это применимо к любому мультиплееру, но я заметил, что в случае с MOBA-проектами урон, наносимый персональной автономии игроков, более высок.
На мой взгляд, это связано с перспективой камеры: взгляд сверху вниз, с высоты птичьего полета.
В той же TF2, перспектива конкретного игрока ограничена взглядом из его глаз. Вы имеете примерное представление о том, чем занимаются ваши тиммейты, но каждого их действия не видите. В MOBA вы можете наблюдать за всеми игроками с небес, как божество. Каждый их шаг прекрасно виден, как и видны все их ошибки.
Такие ошибки как:
— Вся команда работает вместе кроме одного парня, который застрял на другом конце карты и не обращает внимания на движуху
— Команда нападает тогда, когда следовало бы отступить
— Кто-то использует ульту слишком рано или использует её неправильно, а-ля «Узы пустоты» Зератула, которая может либо вытащить всю игру в решающий момент, либо утянуть её на дно
— Кто-то забанил/выбрал не того персонажа в драфте, выбрал не тот талант в HotS или купил неправильный предмет в LoL/Dota
Вы наблюдаете за тем, как эти ошибки разрастаются до масштабов катастрофы, но ничегошеньки не можете с этим сделать. Это огромный удар по автономии. Осознаваемый недостаток контроля над ситуацией считается одной из главных причин, по которой люди «сгорают на работе», так что ничего удивительного.
Химия в нашем мозге заставляет нас рвать и метать
Мы знаем, что вызывает стресс и что снижает наш навык игры, но что заставляет нас выходить из себя? Во всем виноват надоедливый гормон внутри нас, имя которому дофамин.
Дофамин впрыскивается поощрительным центром нашего мозга. Помните о факторах, которые описал Дэвид Рок? Любой позитив, относящийся к ним, вызовет вброс дофамина в организм.
Доктор Келли МакГонигал утверждает, что без дофамина у нас не было бы желаний. Мы бы вообще не хотели побеждать в чем-либо.
Забавная штука происходит с дофамином. Он выпускается в связи с ожиданием чего-то, что мы хотим. Когда это ожидание не оправдывается, всё летит к чертям, и мы чувствуем себя отвратительно. Из-за чего, опять же, мы скатываемся по наклонной навстречу фрустрации и гневу.
Для начала, мы ожидаем, что наша команда выберет «правильных» персонажей. В голове уже рисуется идеальная картина игры, уровень дофамина в крови повышается… А потом они пикают не то, что вы хотели, и ожидания не оправдываются.
Потом мы ждем, что они возьмут правильные способности и предметы… Чего они не делают, и происходит то же самое. Вы все-таки видите маленький лучик надежды, шанс перехватить лидерство у соперников в одном хорошем тимфайте… И ваша команда всё заваливает.
Матч проигран, но вы думаете, что следующий будет лучше. После чего проигрываете. Идете в следующую игру с той же мыслью, но ожидания не оправдываются вновь и вновь.
Все больше дофамина выпускается в кровь, все чаще наши надежды рушатся. Всё хуже мы начинаем себя чувствовать. После чего вы со спокойной совестью называете всю свою команду нубами и советуете им пойти и покончить с собой (что помогает вам предотвратить потерю статуса и ещё один скачок дофамина).
Так что же мне с этим делать?
Узнавание алгоритмов работы своего мозга и причин, по которым мы испытываем стресс во время игры — уже шаг в правильном направлении. Есть много вещей, которые помогут использовать стресс во благо, обостряя навык игры. Некоторые техники по управлению стрессом могут быть применены даже посреди самого жаркого матча без потерь драгоценного времени.
Попробуйте эти девять техник.
Маркировка
Нет, это не про маркирование своих тиммейтов нубами. Это про осознание собственной фрустрации и гнева.
Когда мы подвергаемся стрессу, контроль над нами захватывает «бей или беги»-центр нашего мозга, особая его часть под названием амигдала. Если вы хотите оставаться спокойным и здравомыслящим, нужно следить за собственным сознанием.
Представьте, будто амигдала и сознание лежат на разных чашах весов. Когда амигдала перевешивает, ясность мысли уходит. Маркирование как раз помогает сохранять равновесие, и применять его очень легко.
Когда вы понимаете, что начинаете злиться, расстраиваться или испытывать любую другую эмоцию, которая мешает играть, назовите её в голове, говоря про себя что-то в духе «это гнев», «это фрустрация», «это довольно сложно» и всё в таком духе.
Может показаться, что прием слишком прост, чтобы помочь, но он помогает. Когда я работал тренером по уверенности в себе, мои клиенты иногда переворачивали безнадежные ситуации с ног на голову, используя только эту хитрость. Однако, как и в случае со следующей штукой, маркирование наиболее эффективно тогда, когда вы начинаете осознавать повышающийся стресс — пока он не стал слишком сильным.
Смена перспективы
Это красивый способ сказать «посмотри на вещи глазами другого человека». Работает так же, как маркирование и помогает держать амигдалу под контролем.
Если один или несколько ваших тиммейтов принимают неверные решения, посмотрите на это их глазами. На них могла повлиять та информация, которой у вас нет, например:
— Им пришлось отступить из-за того что, как они думали, неподалеку прячется невидимый вражеский герой
— Они могли не спасти вас из-за того, что все их способности были на перезарядке
— Может, они недавно поменяли управление или обзавелись новой мышью/клавиатурой, постепенно привыкая
— Они могут быть совсем новичками, а матчмейкинг в игре сломался и закинул их к вам в команду
— Или, может быть, всё потому, что их предыдущие игры уже вызвали немало разочарования и стресса, и теперь они рассчитывают выпустить пар
Применять смену перспективы бывает довольно сложно, но когда вы наловчитесь, вы сможете делать это быстрее. Объективная истина здесь не имеет значения. Не важно, кто на самом деле совершил ошибку. Вы делаете это ради своего стресса и игры, а не их.
Это приводит нас к следующей технике.
Сконцентрируйтесь на том, над чем у вас есть прямой контроль
Один из лучших роликов на эту тему из всех, которые я видел, был сделан игроком Дунканом «Thorin» Шилдсом. В своем видео You are Elo Hell он говорит о популярной форме самообмана, которая вступает в силу, когда соревнующиеся игроки начинают винить своих тиммейтов и систему матчмейкинга игры в том, что они застряли на низком ранге (то есть «Эло Хелл»). Это отчасти результат предубеждения, которое мы создаем в своём мозгу, «позитивной иллюзии».
Мы редко замечаем собственные ошибки, и вместо этого фокусируемся на чужих. Обладатель нобелевской премии, психолог Дэниел Канеман, говорил: «Есть только то, что мы видим». Да и статистика это подтверждает: 90% водителей считает, что они водят на уровне выше среднего.
Совместите позитивную иллюзию с тем фактом, что мы больше концентрируемся на всем, что идет неправильно, нежели на позитиве, и вы получите вомбо-комбо токсичного поведения.
Если концентрироваться на чужих ошибках, мы сами будем склонны ошибиться. Вы не замечаете того, что тиммейтам удается хорошо. Хуже того, вы увеличиваете собственный стресс, потому что думаете о том, что не в силах контролировать.
Только одну вещь вы можете контролировать: вы сами.
Игра, может быть, и командная, но не надо портить себе удовольствие, нанимаясь добровольной нянькой всем остальным. По аналогии вы можете контролировать свою реакцию на действия команды, но не в силах управлять реакцией команды на действия кого бы то ни было ещё.
В каждом матче вы должны стараться стать лучше как игрок, будь то улучшение позиционирования, или оттачивание полезного умения не запирать всю свою команду в «Узах пустоты». Имейте ввиду: частью обучения является принятие того факта, что вы не ответственны за ничьи действия, кроме своих собственных. Учиться нужно на собственных ошибках, но вы не обязаны делать то же самое для других. Послужить лидером команды, когда все игроки разбиты, это хорошо. Читать всем лекции о том, как правильно играть — не очень.
Если хочется действительно помочь команде, то спросите у них после игры, не хотят ли они полезных советов. Не надо пихать помощь в лицо.
Управляйте своими ожиданиями
Ничто не создает плохое настроение так легко как пропасть между завышенными ожиданиями и более прозаичной реальностью.Вы можете хотеть тотально уничтожить своих противников. Здорово! Но не стоит этого ожидать.
Вместо этого, ожидайте того, что вам придется выложиться на все сто. Что вы повеселитесь. Научитесь чему-то новому. Будете поддерживать свою команду (неизвестно, поддержат ли они вас, но в HotS лучше всем вместе заниматься ерундой, чем разделяться и делать «правильные» вещи поодиночке).
Убедитесь, что вы не порхаете в облаках. Ожидать, что Нова будет поджидать хилого кэрри в засаде — разумно и хорошо. Ожидать, что ваша команда будет читать ваши мысли и магическим образом приходить именно туда, где они «должны» быть — глупо.
Будьте оптимистичны, не позитивны
В чем разница?
Чистое позитивное мышление склонно игнорировать проблемы. Если они действительно есть, отводя глаза ничего не решишь. Также как ничего не решит написание в чат опусов типа «научитесь играть, дебилы» или, моё любимое, «ГГ тима идиотов».
Вместо этого нужно быть уверенным в том, что вы всегда можете стать лучше, что матч можно отыграть. Я провел невероятную кучу матчей в HotS, где всё выглядело адски безнадежно, но камбэк все равно случался. Одна простая, но воодушевляющая реплика может поднять настрой и сплотить команду.
Если вы такой же, как и я, то вы наверняка предпочитаете пессимизм. Вероятно, вы называете себя реалистами, или как-то так. Нет ничего плохого в пессимизме, он более чем крут, но в правильных дозах.
Когда вы считаете, что команда вот-вот сделает ошибку, сообщите товарищам об этом, а не орите «какого чёрта вы творите?!».
Вы имеете полное право не согласиться с этой точкой зрения, и это нормально. Однако если вы любите побеждать, зачем мучить самого себя, игнорируя очевидный факт того, что оптимизм поможет выигрывать чаще?
Расслабьтесь и отдохните
Очевидно, наверное. Если вы злы, отдохните и займитесь чем-нибудь расслабляющим. Когда вы уже не на шутку злы, маркирование и смена перспективы не помогут. Все эти злые стресс-химикаты уже наводнили вашу кровь, и вам понадобится время, чтобы «выкипеть». Нужно заняться чем-то другим.
Проблема в том, что некоторые из вещей, которые по идее должны расслаблять нас, не помогают.
Например, в стрессовом состоянии мы часто хотим:
— Бродить по магазинам
— Заедать свою грусть-печаль
— Выпивать
— Залипать в интернет
— Залипать в фильмы и сериалы
— Или… Играть в видеоигры
Особенно видеоигры. Если часто проигрывать, можно войти в «еще-один-матч-на-этот-раз-я-точно-выиграю»-состояние. Когда мы уже злы от проигрыша, последующие поражения сделают все только хуже. В лучшем случае, мы просто будем эмоционально опустошены.
Действительно помогают расслабиться такие занятия как:
— Прогулки
— Физические упражнения
— Чтение книг
— Общение с друзьями
— Медитация
А потом уже возвращайтесь и играйте, как гнев отпустит.
Медитация
Серьезно? Медитировать, чтобы лучше играть в игры?
Ага. Бесчисленное множество психологов и других специалистов заявляли о том, как медитация помогает сохранять внутренний баланс. Если заниматься этим правильно, вы будете более устойчивы к стрессу — как внешнему, так и внутреннему.
Процесс не отнимает много времени и не требует сверхчеловеческих усилий. Попробуйте начать с пяти минут медитации в день. Гайды для новичков легко можно найти в интернете.
Контролируйте дыхание
Стресс влияет как на психику, так и на физиологию. В неприятных ситуациях, наше дыхание ускорится, частота вдоха и выдоха изменится.Можете попробовать прямо сейчас: медленно вдыхайте полной грудью и быстро, резко выдыхайте. Ну как? Если вы убегаете от тигра в джунглях, то такой темп дыхания приемлем. В остальное время — не слишком.
Оставаться спокойным гораздо проще, когда вы правильно дышите. Когда вы почувствуете, что дело дрянь, делайте все прямо наоборот: быстро вдыхайте и долго выдыхайте, полная грудь воздуха. После небольшой практики это будет получаться.
Здоровый режим
Можете сказать: «Да ну».Подумайте: если вы устали и отвратительно себя чувствуете, как это отразится на напряженной игре в мультиплеерном матче?
Химия внутри каждого из нас влияет на наше настроения. Диета, режим сна и упражнения помогают регулировать эту самую химию на нужном уровне. Даже простая прогулка вокруг своего дома поможет!
И помните: не ведите здоровый образ жизни просто, чтобы быть здоровым (потому что мы и так сотни раз об этом слышали, и мы знаем, что это важно, но всем всё еще плевать). Делайте это, чтобы попасть в топ.
Вознаграждайте себя за проявленное спокойствие
Игры всегда дают нам разные награды. HotS дает опыт и монетки. Лига дает IP. А чем вы можете наградить самого себя за то, что не поддались провокациям и остались в стороне от склок?
Сделайте для себя небольшую систему. Может, за каждый матч, в котором вы были спокойны, как индийский слон, вы будете получать очки. А когда набираете столько-то очков — ура, можно похлопать себя по плечу и купить себе нового героя/скин! Или поесть какой-нибудь вкуснятины, посмотреть кино с другом. Что угодно, на самом деле.
Выбор за вами
Вы вполне можете быть лучшим игроком своей команды в механическом плане. Вы можете знать лучшие стратегии, билды и прочее. Это всё нисколько не поможет, если вы портите настроение себе и своей команде в процессе.Если вы читаете это и всё еще хотите подводить свою команду, то вперед, я не стану мешать. Но вместо этого можно прочитать советы, попробовать что-нибудь на практике и стать игроком, который всегда поддержит свою команду и не позволит ей расколоться.
Что лучше?
Выигрывать чаще или быть токсичной занозой в одном месте?
Выбор за вами.
Источник: Kotaku. Переведено специально для MMOBoom.ru.
комментарии (1)