Часть 4.
"Говорящая фамилия" или
"Великий магистр мистики"
Рад приветствовать всех читателей Horror-кухни вновь на странице этого блога. Сегодня пойдет рассказ о четвертом и "ныне правящем" короле ужасов — Стивене Эдвине Кинге. Прочитать о творчестве остальных трех мастеров ужаса вы можете по ссылкам ниже:
"Сформировавшийся режиссер или "Его "Золушка" начиналась бы с тела в карете"
"Хозяин ворона" или "Как-то в полночь в час угрюмый"
"Отец Ктулху" или "Автор Некрономикона"
Итак, продолжаем:
"Я не верю, что писателем можно сделаться
в силу обстоятельств или по собственной воле
(хотя когда-то в это верил)..."
"...я верю, что у многих людей
есть какой-то хотя бы минимальный талант
писателя и рассказчика, и этот талант
можно укрепить и заострить"
Итак, продолжаем:
"Я не верю, что писателем можно сделаться
в силу обстоятельств или по собственной воле
(хотя когда-то в это верил)..."
"...я верю, что у многих людей
есть какой-то хотя бы минимальный талант
писателя и рассказчика, и этот талант
можно укрепить и заострить"
Писатель — это не просто профессия или хобби, которому можно научиться в университете. Писатель формируется всю жизнь и, при должном усердии в оттачивании и совершенствовании своего мастерства, достигает вершин мастерства. Именно так все сложилось у Стивена Кинга.
Автор более двух сотен рассказов и более полусотни романов был удостоен множества литературных премий: был признан Британским обществом фэнтези, Канадской ассоциацией книготорговцев, обществом Американских писателей мистиков; получил премию Брэма Стокера, премию О'Генри за рассказ "Человек в чёрном костюме", а повесть "Промежуточная станция была кандидатом премии Небьюла.
Как же простой житель штата Мэн (который, к слову, является местом действия практически всех рассказов Кинга) стал одним из самых известных современных писателей.
"Мое детство — туманный ландшафт,
из которого кое-где торчат деревья воспоминания...
и вид у них такой, будто они тебя хотят схватить
и, быть может, сожрать."
"Мое детство — туманный ландшафт,
из которого кое-где торчат деревья воспоминания...
и вид у них такой, будто они тебя хотят схватить
и, быть может, сожрать."
Действительно, детство будущего короля было будто насыщено самыми разными мелкими неприятностями, которые так или иначе получили свое отражение в творчестве писателя. Обо всех них он очень подробно рассказал в учебнике писательского мастерства "Как писать книги" ("On writing"), который Кинг начинает с C.V. (от латинского curriculum vitae — жизнеописание).
Можно даже сказать, что Стивен был ну очень невезучим ребенком. Чего стоят несколько раз проткнутые отоларингологом барабанные перепонки (не случайность — необходимая при заболевании процедура) о чем Кинг вспоминает примерно так:
"Надо было мне допереть, что прогнило что-то в королевстве Датском...
Потом был резкий запах спирта... Я увидел у него в руках иглу —
длинную как линейка в моем школьном пенале...
Докотор мне ободрительно улыбнулся и сказал ложь,
за которую докторов немедленно надо прятать за решетку
(и на двойной срок, если врут ребенку):
"Лежи спокойно, Стиви, это не больно". Я поверил...".
Из-за болезни, в ходе которой проходила эта ужасная процедура, Кинг остается на второй год в первом классе, но именно тогда, с поощрения своей матери начинает писать короткие рассказы. К слову, его мать была образцовым примером поведения родителей, когда те видят зачатки таланта у своих чад. Поощрение было не только словесным — за каждый рассказ мать давала маленькому Кингу четвертак.
"Пусть мне режут гланды,
пусть строят на ноге стальную клетку,
но упаси меня Бог от ушных докторов"
Увы, это была далеко не последняя неудача молодого писателя. Чего стоят раздавленные пальцы бетонной плитой, болезненные пчелиные укусы или случай в лесу, когда ребенку приспичило и заместо туалетной бумаги Стивен воспользовался блестящим зеленым листком растения... Это был ядовитый плющ...
пусть строят на ноге стальную клетку,
но упаси меня Бог от ушных докторов"
Перейдем же к творчеству.
Самый первый рассказ был про волшебных зверей, которые ездили на машине и спасали попавших в беду детей. Рассказ назывался "Мистер хитрый Кролик". За все время, что Стивен проболел, он прочитал уйму комиксов ("Байки из склепа", "Гробница ужасов", "Безумие", "Битвы Кейси") и кроме них знакомится с первыми серьезными авторами, которыми были Том Свифт, Дейви Доусон, Джек Лондон.
Самая первая публикация Кинга произошла в 11 лет это была новелла, которую напечатали в журнале фантастики и ужасов под заглавием "В полумире ужаса". Сам же маленький Кинг, когда отсылал работу дал ему другое название "Я — малолетний грабитель могил".
Если говорить о первой серьезной работе, тот тут речь пойдет о рассказе "Талоны счастья". К сожалению, не смог найти в сети информацию об этой программе, которая имела место в штатах. Смысл был в следующем, за покупки выдаются талоны, они наклеиваются в специальную книжку и некоторое количество книжек обменивается на определенные товары. В рассказе Кинг обыграл масштабную подделку талонов (которые не имели никакой системы защиты) матерью и сыном ради покупки нового дома.
Кинг отослал "Талоны счастья" в "Хичкок мистери мэгэзин". Через неделю ему прислали отказ с пожеланиями пристроить рукопись где-нибудь еще.
"Когда ты еще слишком молод, чтобы бриться,
оптимизм — вполне естественная реакция на неудачу"
оптимизм — вполне естественная реакция на неудачу"
На этом желание пробиться в писательстве не оставляло Кинга. Листок, присланный из Хичкок Мэгэзин, писатель прибил гвоздем к стене и в дальнейшем цеплял на него отказы один за другим. К четырнадцати годам гвоздь уже не выдерживал веса множества листков и, как говорит сам писатель: "Заменив гвоздик плотницким костылем, я продолжал писать".
Годы шли, отказов было все больше, но и рассказов тоже. С каждым новой неудачей отзывы в письме были все лучше. Так, когда писателю было 16 лет, из "The Magazine of Fantasy & Science Fiction" с отказом в публикации "Ночи тигра" Кингу ответили следующее: "Хорошо. Нам не подойдет, но хорошо. У вас есть талант. Присылайте еще." Где-то через десять лет, когда Стивен продал уже два романа, он нашел "Ночь тигра" у себя дома, немного отредактировал и снова послал в "The Magazine of Fantasy & Science Fiction", где его сразу же купили.
"Я заметил такую вещь: если ты добился какого-то успеха,
журналы куда реже пишут "Нам не подойдет"
Важный вопрос в жизни любого творческого человека — когда он получил славу. В случае Кинга важен не только этот вопрос, но и тот человек, который случайно помог ему с этим. Это была его жена Таббита.
Очередной задумкой для рассказа стала история про девушку-подростка, которую не признавали одноклассницы, постоянно дразнили и задевали по любому удобному поводу. После первых набросков к будущей "Кэрри" Кинг понял, что ему это не нравится, как минимум из-за того, что писательство для него — дело интимное, как соприкосновение рассказа с кожей; а в случае "Кэрри" Кинг чувствовал, что будто работает в гидрокостюме.
Наброски с легкой руки автора полетели в мусорное ведро. Вернувшись с работы (Кингу было 25 лет, и он подрабатывал учителем английского языка), писатель обнаружил, что его жена выудила из урны наброски рукописи, стряхнула с них сигаретный пепел и читает. Если бы не ее слова, кто знает когда Кинг получил свою славу. "Я хотела бы увидеть продолжение... В этой вещи у тебя что-то есть. Я в этом уверена."
И, закончив труды, Кинг отправляет рукопись в издательство "Даблдей".
(Всем поклонника творчества писателя, рекомендую прочесть хотя бы автобиографическую часть работы "Как писать книги". Каждый этап и каждое мгновение жизни описаны так живо и интересно, будто Стивен сидит рядом и нашептывает вам свою историю на ухо. Возникает непреодолимое желание встретиться в живую и просто поболтать о жизни с этим человеком — настолько интересно читать его биографию)
В рамках этой статьи только процитирую телеграмму от приятеля Кинга из издательства: "Поздравляю. Кэрри официально включена в план издательства. Аванс $2500 О'кей? Будущее лежит впереди. Целую. Билл."
Учитывая, что у Кингов к этому времени уже было двое детей, жили они далеко не в роскоши, а самый высокой гонорар за проданный рассказ равнялся 50 долларов, эта огромная сумма их, само собой, устраивала.
На этом полоса удачи не окончилась. Прочтите телефонный разговор Кинга и его приятеля из издательства:
- Ты сидишь?
- Нет. А надо?
- Может и надо. Права на издание "Кэрри" проданы "Сигнет Букс" за четыреста тысяч долларов
Любой писатель скажет вам, что самое сложное — это начать публиковаться, ну а когда это случится... Еще раз процитируем Кинга "...если ты добился какого-то успеха, журналы куда реже пишут "Нам не подойдет".
Творческие успехи писателя шли по нарастающей, работ было больше, гонорары выше, спрос у издательств еще больше. Само собой, что рано или поздно любого преуспевающего писателя навестит его литературный агент с новостью о том, что права на книгу хочет купить тот или иной режиссер. Так было и с Кингом.
Политика короля в отношении прав на рассказы, очень либеральна, он готов продать права на них любому режиссеру за символическую сумму в один доллар. Поэтому экранизаций работ Кинга так много и не все они удачны. Хотя, не все знают, что среди экранизаций его работ есть и номинанты на премию "Оскар".
Конечно же речь идет в первую очередь о фильме "Побег из Шоушенка"
И, снятый через пять лет после Шоушенка — "Зеленая миля".
Из других удачных экранизаций стоит отметить одноименный фильм "Мгла" (в некоторых переводах "Туман").
Кроме него, весьма неоднозначный, но пугавший многих из нас в детстве — "Лангольеры".
Нельзя не упомянуть про одну из самых известный ролей Джека Николсона в фильме "Сияние", хотя оно и отличалось большим числом расхождений с романом — снято кино было весьма удачно.
Мало кто знает про вторую экранизацию романа "Сияние", получивший подзаголовок "мини-сериал" и состоявший из трех частей. В нем была достигнута максимальная приближенность фильма к книге. К сожалению на youtube нет трейлера к этому сериалу. По ссылке вы найдете трейлер с "Кинопоиска"
Очень многое осталось не рассказанным о жизни и творчестве Кинга. Упустим его непродолжительную алкогольную и наркотическую зависимость, с которыми писатель справился в 1980 и по сей день остается, как он сам говорит, "в завязке". Упомянем его "золотую формулу" сюжета, о которой было рассказано в предыдущих статьях "необычный персонаж" + "необычное место".
Вскользь коснемся случая, когда писателя сбила машина и когда Кинг чудом остался жив и чуть было не лишился ноги. Преодолев себя, испытав боль, как он вспомнит, куда более сильную, чем во время визита к ЛОР-у в детстве, он восстановился, пересмотрел многие взгляды на жизнь и продолжил работу. (Подробнее обо всем этом вы можете прочесть в упомянутой выше "Как писать книги" и в предисловии к первому тому "Темной башни"). Сам инцидент был обыгран в одной из серий мультсериала "Гриффины". (Прошу прощения за неудобства из-за перехода на сайт с видео)
Сам же Кинг и сюжеты его произведений неоднократно пародировались не только в Грифиинах, но и в Симпсонах.
Кроме того, Кинг является фанатом различных рок групп под музыку которых он обычно и пишет свои работы. Среди них группа "Ramones". Рефрен из их песни "Blitzkrieg bop" стал эпиграфом к роману "Кладбище домашних животных". Группа же, в знак признательности, записала песню "Pet sematary", что в переводе и значит "Кладбище домашних животных".
К слову, сам Кинг тоже играет на гитаре и поет.
Среди литераторов Стивен Кинг славится своим непринужденным языком, открытостью, вниманием к диалогу и яркими определениями (эпитетами). Чего стоит одни только размышления главного героя, в начале книги "Мгла", о банке холодного пивка. Вам гарантированно захочется срочно выпить ледяного пива!
Славится он и своими лекциями по писательскому мастерству, на которых он всегда любит рассказывать о самом замечательном моменте в жизни писателя "Когда ты откладываешь только что прочитанную книгу и сам себе говоришь "Вот так дерьмо... я могу написать лучше этого".
Многие фанаты творчества Кинга знакомы с тем, что он очень верно и точно сумел оценить творчество С.Майер (автор серии книг "Сумерки"). Оценка была произведена путем сравнения Майер и Дж.Роулинг (автор серии книг "Гарри Поттер"). Дословно, Кинг сказал следующее:
"Обе — и Роулинг, и Майер — обращаются напрямую к молодёжи. Настоящая разница между ними
заключается в том, что Роулинг отличная писательница, а Стефани Майер не
в состоянии написать ничего мало-мальски стоящего. Она не слишком хороша в этом."
заключается в том, что Роулинг отличная писательница, а Стефани Майер не
в состоянии написать ничего мало-мальски стоящего. Она не слишком хороша в этом."
На эту критику Кинг получил шквал ненависти от поклонников "Сумерек". Как он ответил им, вы можете узнать пройдя по ссылке на пикабу.
Последнее, но не по значимости, что хотелось бы отметить в творчестве Кинга — это его самый объемный, самый насыщенный и самый масштабный роман — "Темная башня". Сага, сравнимая по своей глобальности с "Властелином колец" Толкиена и взятом в совокупности миром "Гарри Поттера" Роулинг. Обратите внимание, это не ужасы — это мистическая фантастика с элементами вестерна.
Написанная легкий и приятным Кингвоским стилем, не смотря на свою объемность, читается чуть ли не в один присест. История о стрелке Роланде, ищущем таинственную Темную Башню и преодолевающим на своем пути самые неожиданные препятствия. (Дорогие читатели, не забывайте в комментариях избегать спойлеров.)
К сожалению, книга так и не получила экранизации (лишь несколько любительских театральных постановок). Во многом это связано с тем, что именно правами на этот роман Кинг дорожит больше всего и ищет того, кто сможет достойно экранизовать эту книгу.
Будьте уверены, дорогие читатели, когда это произойдет, "Темная башня" прогремит, как когда-то "Звездные войны", "Властелин колец" и "Гарри Поттер", а вы сможете гордо заявлять, что читали "Темную башню", когда это еще не было мейнстримом
На этом все, дорогие друзья, спасибо, что остаетесь на нашей Horror-кухне и продолжаете воодушевлять положительными оценками и отзывами. В следующей статье-эпилоге к серии "4 короля в колоде ужасов" я расскажу о тех, кто мог в нее попасть — о тех, кто является "Джокерами в рукаве ужасов".
комментарии (9)